olechka

Мой опыт переживания випашьяны

В тибетской версии медитации, которой мы занимаемся, существует такая градация:

- шаматха это состояние тишины ума, успокоения, когда в голове практически нет никаких мыслей и  мы используем определенную "опору" чтобы поддерживать себя в этом состоянии (технологичнее всего опираться на дыхательно-телесные ощущения, но можно и на звук, запах, изображение, определенное действие, вроде ходьбы и так далее). Бывает также состояние шаматхи без опоры.
- випашьяна (ригпа) это  нечто "классом выше" (я понимаю, что такое сравнение некорректно, существуют неверотно мощные практики шаматхи, но мне так проще объяснить) - собственно, состояние природы ума, открытого недвойственного ума. В  терминологии дзогчен известно также как ригпа. И, не побоюсь этого слова - собственно, нирвана. В отличие от шаматхи, это состояние совершенно безусильное, то есть для того, чтобы находиться в нем, не нужно соблюдать какие-то условия.

(на фото я в одно из первых "уличных" переживаний чего-то близкого к випашьяне, когда мы с детьми попали под страшный дождь. А было ничего:)))

Я занимаюсь медитацией уже почти четыре года и состояние випашьяны мне знакомо. В этом нет ничего запредельного. Хотя... нет, конечно же есть:))) - но это совсем не то "запредельно-космичски-прекрасное", какое может вообразить себе человек, никогда подобным не занимавшийся. В то же время это - безусловно, самое замечательно (не то слово...) состояние, в котором может находиться человек. Потому мой рассказ будет довольно трудным.

Если в состояние шаматхи я регулярно попадаю во время своей обычной жизни  (особенно хорошо у меня это получается в транспорте, во время прогулок), то випашьяна все же требует более дисциплинированного подхода и "прорваться" туда и посмотреть в свой ум, как таковой, удается преимущественно во время формальных медитационных практик. Мы сидим по 20-25 минут после каждого занятия йогой у нашего учителя и по средам у нас обычно 2 сессии сидения по 23-35 минут, плюс кинхин. Еще когда получается я езжу по вторникам на Тергар медитацию, там формальное сидение занимает не так много времени, но ему предшествует классная аналитическая медитация и беседа с учителем, настраивающая ум в нужную сторону. Благодаря развитию практики шаматхи время этих сидений у меня просто пролетает - я могу сесть и сидеть "тупо" столько времени, пока не начнет сильно беспокоить тело. Ум в это время успокоен и почти неподвижен. Но это состояние, так облегчающее жизнь во многих аспектах (знаете, как прикольно уметь оставаясь в присуствии просто  отключать звук в телевизоре в голове :))))   - не является состоянием, ведущим к какой-то трансформации, к прогрессу, к духовному и прочему росту. Шаматха для меня все эти годы являлась скорее компрессом. В посление полгода у меня получился прогресс в практике шаматхи без опоры (то есть для того, чтобы ум не думал уже не нужно было переключаться на ощущения движения воздуха в носоглотке или что-то в этом роде) но это состояние было, хоть и очень спокойным, равностным, но в нем не хватало ясности. Эта тишина была большей частью какой-то мутноватой, ну или обусловленной, чтобы в ней быть нужно было как-то "постараться".

В випашьяну мне удается прорываться все чаще. Когда попадаешь в состояние равностного, открытого восприятия, то эта вот завеса "тишины, спокойствия, безмыслия" - исчезает. Потому что тоже как будто является чем-то двойственным, условным. Это такое состояние, когда существует все, равностно, без приоритетов, без размывания, детализации, готовое, в покое. И вот ты сидишь, и являешься совершенно осознанной, готовой к действию в любой момент (но не ожидающей этого действия!) единицей, частью всего этого окружающего. И это окружающее действительно является частью тебя. Это очень доброе состояние, между прочим. В нем нет прямо таких осязаемых елейных "доброты и сострадания", но исходное наше, необусловленое состояние все же со знаком "+", то есть это не "хололодная отрешенность". Я бы описала состояние випашьяны как некое пространство безграничных возможностей, пространство пустоты с бесконечным потенциалом. С такой точки зрения (которую не имеешь возможности созерцать в обычной жизни) не только происходящее здесь и сейчас кажется не таким, как обычно, а и то, что происходит с нами потом воспринимается иначе. Более откалибровано что ли. Потому медитация так помогает в жизни, в семейных буднях и так далее.

Если говорить про "механизм", ну, "как это работает" (хотя вот так на словах поробуй-ка объясни;))) - то происходит отключка эго. Деление на "хороших"  и "плохих". Растворяются страхи. Скажем, страх смерти иногда, в начале медитационного пути появляется как-то очень близко, но потом отступает, потому что в этом готовом, открытом состоянии без желаний, но в равностном, безэмоциональном присутствии - какие-то совсем другие ценности. То есть их нет. А есть всё вообще.

Я не могу сказать, что моя жизнь стала "ярче, насыщенней" от практики медитации. Вот нет. Не это.
Йогический медитационный секс даже разочаровал, например - если смотреть на оргазм чуть отстраненно, удается конечно отследить все мельчайшие нюансы, россыпи ощущений, охватывающих все тело, перехватывающих дыхание, спазмы в руках и ногах, искорки и звездочки в голове. Первая волна, вторая... Интересный опыт - "увидеть" это все изнутри, разложить почти покадрово. Но остается наблюдатель. И он как-то пожимает плечами потом и недоумевает "и что, это все? из-за этого люди совершают такие безумные поступки? really?" :)

Но жизнь стала счастливее, однозначно. Счастье - в отсутствии желаний между прочим. В момент, когда мы получаем подарок, мы счастливы не от подарка, а от того, что какое-то время ничего не хотим. Подумайте об этом;)
Я с некоторым страхом смотрю на свою "старую" жизнь, в которой было много желаний, страсти. В этой, "новой" - желания, эмоции, яркие чувства, конечно, есть. Но они как-то более точны и в них больше этого равностного всеобъемлющего мудрого пространства. Когда я что-то задумываю и на что-то решаюсь, оно уже никогда не идет "на изломе", потому что всгда есть это вот состояние бесконечности, ясности, спокойствия, идеального места, обстоятельств, компании - всего, оно всегда со мной. Я чувствую его все больше в повседневной жизни.

Иногда мне удается прорваться в ригпу в обычной жизни - я могу в этот момент готовить еду, говорить по телефону, идти по улице. В этот момент ощущается тут же расслабление тела - становится легче дышать, и одновременно появляется классная легкость. Тонусность. И ясность всего происходящего, оно как-то безусильно-гладко-четко все происходить начинает.
В плане решения каких-то жизненных задач меня как-то попускает по многим "трудным" поводам - до полного растворения еще далеко, но качество жизни, несомненно, улучшилось. Вообще столько всякой суеты происходит в мире, ненужной совершенно. Всякие такие забавные (немного) штуки, порождаемые эго - тщеславие, амбиции, кто кого и как уделает. Какие-то идеи, которые охватывают людей и поглощают их реальность. В это можно поиграть, конечно, но хотя бы уже в процессе понимаешь что это всего лишь игра, что в этом грандиозном пространстве вокруг нас это все такие мелочи...:)

Posts from This Journal by “медитация” Tag

promo d_yatsenko октябрь 20, 2014 00:55 24
Buy for 400 tokens
1. Йога это все-таки немного секта? Ведь вы перестаете есть определенные продукты, меняете интересы, места отдыха, даже работу иногда? Хочу сразу заметить, что среди огромного количества того, что принято подписывать как "йога" - несомненно есть и такое, где прослеживается…
Очень люблю такие тексты. Вроде бы, все знаешь, но еще раз напомнить себе - никогда не бывает лишним, спасибо )
В терминологии дзогчена правильнее будет лхатонг. Вроде так :)

Интересно! А в какой буддийской школе Вы практикуете?

Очень доступно получилось изложить мысли!